Юридические новости

Что такое социальный наем жилья?

Социальный наем представляет собой разновидность аренды жилья, в которой арендодателем выступает государство или муниципальный орган власти, который сдает жилье нуждающимся в жилых помещениях гражданам по низкой цене.
На статус нуждающегося в жилом помещении могут рассчитывать:
  • гражданин или семья, у которого/которых нет собственного жилья в собственности или социальном найме;
  • гражданин или семья, у которых такое жилье есть, но его площадь меньше установленных нормативов. 
  • граждане, которые живут в непригодных для проживания домах. 
  • граждане, проживающие в квартире по социальному найму вместе с человеком с тяжелым хроническим заболеванием.
Для того чтобы получить жилье по договору социального найма, необходимо получить статус нуждающегося в жилом помещении и встать на жилищный учет. В каждом регионе бланки для заявления о постановке на учет разные, их можно найти на сайтах органов власти, МФЦ или на сайте «Госуслуги». К заявлению необходимо приложить все документы, подтверждающие право на жилье по социальному найму.
Когда придет ваша очередь на получение жилья по социальному найму, вам необходимо заключить с государством или местной администрацией договор, по которому вы получите жилье в бессрочное пользование, а взамен обязуетесь соблюдать жилищное законодательство. Договор требует лишь подписи нанимателя и представителя наймодателя, заверять его у нотариуса не нужно.
Заключить договор о социальном найме можно через МФЦ, «Госуслуги» или другой уполномоченный орган, из документов понадобятся:
  • заявление, в котором должны стоять подписи нанимателя и членов его семьи;
  • положительное решение о выделении жилья нуждающимся в жилом помещении;
  • документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи;
  • единый жилищный документ, выписка из домовой книги или выписка со счета заявителя;
  • ордер на квартиру.
Гражданин имеет право на приватизацию жилья только один раз. В приватизации должны участвовать все зарегистрированные в квартире, но по заявлению от своей доли можно отказаться.
Для приватизации необходимо собрать пакет документов, написать заявление и подать их в МФЦ или орган, отвечающий за жилищную политику. В каждом регионе перечень необходимых документов различается, но обычно такой перечень включает в себя:
  • копии и оригиналы паспортов;
  • договор о социальном найме;
  • выписку из домовой книги;
  • техпаспорт на квартиру;
  • документ, подтверждающий, что гражданин еще не воспользовался правом на приватизацию жилья.